Факультет библиотековедения и информатики:  Харьков

Факультет библиотековедения и информатики (ФБИ)

Общая информация о ФБИ Редактировать
Редактировать
Факультет библиотековедения и информатики
Телефон:
(057) 731-13-88
Официальный сайт:
Декан:
Соляник Алла Анатольевна
Общежития - Оценить -
Преподаватели - Оценить -
Материальная база - Оценить -
Качество обучения - Оценить -
Общая оценка - Оценить -
Специальности
  • Книговедение, библиотековедение, библиография (квалификации: библиотековедение и информационная деятельность, библиография, книговедение и издательская деятельность, библиографоведение и информационная деятельность)
Дополнительная информация о факультете Редактировать
Редактировать

Факультет библиотековедения и информатики является основателем высшего библиотечного образования в Украине.

В августе 2007 г. исполнилось 80 лет основания при Харьковском институте народного образования самостоятельного библиотечного отделения. С историей факультета связана деятельность таких выдающихся деятелей отечественной науки и культуры, как Д. И. Багалей, К. И. Рубинский, Л. Б. Хавкина, Н. Я. Фридьева, И. Корнейчик и дру. Лучшие традиции факультета продолжают новые поколения культурологов, книговедов, библиотековедов, библиографознавцив.

Сейчас введена новая концепция развития библиотечно-информационного образования, направленную на обновление и модернизацию содержания и структуры подготовки библиотечно-библиографических кадров, введен трехуровневую образование (бакалавр, специалист, магистр) по следующим профилирование:

  • библиотековедение и информационная деятельность;
  • библиографоведение и информационная деятельность;
  • библиография, книговедение, организация книгоиздательской деятельности.

Подготовка кадров по данным профилирование ориентирована на современную издательско-книготорговую и библиотечно-информационную индустрию Украины, обеспечивается стандартом высшего образования, циклами фундаментальных, профессионально ориентированных и специальных дисциплин.

Выпускники факультета смогут работать не только в библиотеках разных типов и видов, в том числе и электронных, но и специалистами по информационному управлению, маркетологами, специалистами по продажам, рекламе, по связям с общественностью в книжных и газетно-журнальных издательствах, издательских фирмах, редакционно-издательских отделах, в полиграфических и книготорговых предприятиях, рекламных агентствах, информационных и информационно-аналитических центрах, Книжной палате Украины, в сети распространение отечественной издательской продукции за рубежом и иностранных в Украине, в органах государственной библиотечной регистрации и централизованной каталогизации, статистики печати, отделах маркетинговой информации, в таможнях, архивах, музеях, фондах поддержки развития издательского дела, преподавателями профессиональных дисциплин в вузах соответствующего профиля.

Концепция развития факультета библиотековедения и информатики ХДАК направлена ​​на функционирование его как одного из ведущих образовательных подразделений библиотечно-информационного профиля в Украине и мире.

Концепция развития факультета библиотековедения и информатики базируется на главных идеях, направлениях и принципах, содержащихся в законах Украины "О высшем образовании", "О национальной программе информатизации", "О библиотеках и библиотечном деле", в "Основах законодательства Украины о культуре", в "Концепции развития Харьковской государственной академии культуры" и др..

Перспективы развития образовательной деятельности

Концепция ориентирована на расширение профессиональной сферы подготовки и использования выпускников факультета библиотековедения и информатики в информационной инфраструктуре и документно-коммуникационной системе Украины, включающий библиотеки, органы научно-технической информации, информационно-аналитические центры, музеи, архивы, книгоиздательские и книготорговые предприятия всех форм собственности .

Главными стратегическими целями концепции является обогащение библиотечного и информационного образования на базе новых информационных технологий, создание непрерывной многоуровневой системы подготовки бакалавров, специалистов и магистров для библиотечных учреждений различных типов и видов Украине, введение и дальнейшее развитие дистанционного и модульного форм обучения, налаживания международных связей с ведущими учебными заведениями библиотечно-информационного профиля Европы и США.

Задачей факультета библиотековедения и информатики овладения специальности 6.020102 "Книговедение, библиотековедение и библиография". В основе обновления библиотечно-информационного образования на факультете лежат модернизация содержания и структуры образовательно-профессиональной программы, разработка новых учебных планов, образовательно-квалификационных характеристик бакалавра, специалиста, магистра, совершенствования организации учебного процесса, методики преподавания учебных дисциплин, разработка программно-методической документации по кредитно-модульной системе, подготовка учебников, учебных пособий в печатной и электронной формах.

В системе высшего библиотечного образования факультет обеспечивает подготовку специалистов по таким квалификационным уровням: бакалавр - специалист-магистр, кандидат и доктор наук в области книговедения, библиотековедения и библиографоведения.

Перспективные цели, задачи и направления подготовки библиотечно-библиографических кадров основаны на лучших традициях харьковской научной и образовательной библиотечной школы, 80-летнем опыте подготовки в ХДАК специалистов для библиотечно-информационной сферы, стандартах высшего образования Украины.

Среди приоритетных направлений:

  • приближения содержания и организации образования к требованиям Болонского процесса, международных стандартов, решений ИФЛА, Евклид, БОБКАТССС и др..;
  • ориентация на электронную библиотеку и автоматизированные библиотечно-информационные технологии (АРМ, АБИС);
  • углубление знаний содержания и структуры документно-информационных ресурсов библиотек различных типов и видов;
  • расширения в учебных планах блока информационных, экономико-правовых и управленческих дисциплин (информационный менеджмент и маркетинг, информационный рынок, современные информационные и социо-коммуникационные технологии (PR, имиджевые технологии), информационный сервис в Интернет, библиотечная экономика и право);
  • углубление знаний в области организации и методики научно-исследовательской деятельности, выполнения дипломных работ и инновационных проектов на заказ библиотек;
  • проведения большинства практических занятий на базе библиотек, стажировки студентов в лучших библиотеках Украины;
  • сокращение объема аудиторных лекционных занятий, увеличение объема самостоятельной работы студентов;
  • организация дистанционного образования.

Необходимость повышения престижа и конкурентоспособности библиотечной профессии требуют пересмотра и уточнения основных знаний, умений, навыков, которыми должен обладать библиотекарь-библиограф. Значительное внимание уделяется формированию креативности и профессиональной компетентности будущих специалистов.

В современных условиях к библиотекарю-библиографа высшей квалификации, независимо от профилизации, предъявляются повышенные требования. В области библиотечно-информационных наук библиотекарь-библиограф должен знать структуру системы социальных коммуникаций, принципы и методы изучения информационных потребностей; традиционные и новейшие источники информации, технологии их аналитико-синтетической обработки; структуру, требования к организации и предоставления в пользование информационных ресурсов; сущность информационного менеджмента и маркетинга, экономические и правовые основы библиотечно-информационной деятельности; теорию и практику автоматизированных библиотечно-информационных систем (АБИС) и Интернет-технологий.

В области библиотечно-информационных технологий - уметь: создавать, эксплуатировать и оценивать эффективность баз данных и АБИС; управлять современными системами телекоммуникаций применять программные средства и системы; вести библиотечно-библиографическое обслуживание в традиционном и автоматизированном режимах и др..

В области управления библиотечно-библиографическими структурами библиотекарь-библиограф должен уметь: планировать их работу; управлять кадрами и финансами; внедрять принципы менеджмента и маркетинга; принимать самостоятельные решения, формировать политику и стратегию библиотеки; внедрять инновации и др..

Требования к подготовке специалистов дифференцируются в зависимости от профилирования и квалификационного уровня их подготовки (бакалавр, специалист, магистр).

Подготовка бакалавров осуществляется по следующим профилирование:

  • Библиотековедение и информационная деятельность;
  • Библиографоведение и информационная деятельность;
  • Библиография, книговедение и организация книгоиздательской деятельности.

Подготовка магистров осуществляется по следующим магистерским программам:

  • "Управление библиотечно-информационной деятельностью";
  • "Теория и методология книговедения, библиотековедения, библиографоведения".

Для обеспечения преемственности и непрерывности профессионального образования создан сквозной учебный план для вузов I-II и III-IV уровней аккредитации, которые входят в учебно-научный комплекс ХДАК, вводятся элементы дистанционного обучения студентов заочной формы обучения.

Повышение уровня подготовки библиотечно-библиографических кадров требует существенного усовершенствования организации обучения, начиная с профориентационного отбора и заканчивая распределением молодых специалистов, изучением эффективности их работы. Сюда относится также: планирование и организация учебного процесса, активизация самостоятельной работы студентов, ее оснащенность электронными учебно-методическими материалами, учебниками, наличие современной материально-технической базы (в первую очередь, компьютерной техники), организация научно-исследовательской работы студентов, наличие высококвалифицированного профессорско-преподавательского состава и др..

Решение этих задач предусматривает конкретные действия:

Широкое внедрение в учебный процесс оригинальных образовательно-профессиональных программ, учебных планов и авторских программ, соответствующих международным образовательным стандартам, современных педагогических технологий, компьютерной техники, Интернет и мультимедиа-технологий.

Предусмотрено, что формирование специалистов происходить последовательно на трех этапах: довузовской, вузовской и послевузовском. Система довузовского образования включает школы юных библиотекарей и информатиков, учебные комплексы, в состав которых входят колледжи, училища, техникумы, лицеи библиотечного и документально-информационного профиля. С этой целью создаются сквозные учебные планы. Послевузовское подготовка наряду с традиционными формами (аспирантура, докторантура, стажировка) предусматривает компьютерные курсы разного уровня, постоянно действующий семинар по современным информационно-библиотечных технологий, предоставление второго высшего образования из престижных квалификаций.

Планируется подготовка к печати учебников, учебных пособий, практикумов, хрестоматии, текстов лекций, программно-методической документации, создание их компьютерных аналогов из фундаментальных и профессионально-ориентированных дисциплин.

Предусмотрено создание студенческой биржи труда, восстановления деятельности Школы педагогического мастерства, расширение возможностей подготовки научно-педагогических кадров через докторантуру, аспирантуру, здобувацтво; активизация работы Университета библиотекаря для библиотечных работников.

Осуществляется дальнейшее развитие международных связей с вузами культуры России, Белоруссии, высшими библиотечными школами США и Западной Европы, с центрами ЮНЕСКО, ИФЛА, Евклид, БОБКАТССС, Международной академией информатизации и др..

Перспективы развития научно-исследовательской деятельности

Приоритетным направлением научно-исследовательской работы преподавателей и студентов факультета выступает библиотечно - библиографическая и информационная деятельность и образование.

Актуализация тематики научных исследований и основные ее направления осуществляются в рамках разработки таких кафедральных проблем

  • Библиотека как социальный институт: история, современность, перспективы;
  • украинская библиография как предмет исследования и преподавания;
  • Библиотечные фонды и информационно-поисковые системы: история, теория, организация;
  • Автоматизированные библиотечные системы и сети;
  • Библиотечное краеведение: теоретико-методологический аспект;
  • Книговедение, статистика печати: современное состояние и перспективы развития.

Важным направлением научно-образовательной деятельности факультета функционирования диссертационного совета Д 64.807.02, которая принимает к рассмотрению и защите диссертации на соискание ученой степени доктора (кандидата) наук по специальности 27.00.03 - книговедение, библиотековедение библиографоведение (в области социальных коммуникаций). Это будет способствовать повышению научного статуса факультета через подготовку кандидатов и докторов наук по специальности, обогащению библиотечной науки и практики инновационными стратегиями и технологиями.

Для развития научно-исследовательской деятельности, обмена информацией, рост профессионального мастерства планируются следующие мероприятия:

  • разработка проектов совместных научных исследований с библиотеками и информационными центрами Украины и зарубежных стран;
  • издание научного сборника «Вестник ХДАК" (разделы "Библиотековедение", "Документоведение", "Библиотечно-информационное образование" (с 1998 г.);
  • организация с 1998 г. постоянно действующей ежегодной Международной конференции "Социальные коммуникации: развитие в информационном пространстве";
  • подготовить к печати монографию "История развития факультета библиотековедения и информатики ХДАК", "Биобиблиографический словарь преподавателей факультета" Кто есть кто "", "Библиографический указатель трудов преподавателей факультета";
  • в рамках факультета планируется создать проблемную лабораторию и библиотеку, электронную библиотеку учебных и учебно-методических материалов в помощь самостоятельной работы студентов, а также оборудован в соответствии с новейшими мультимедийными и Интернет-технологиями учебный центр, предназначенный для овладения преподавателями и студентами новейших образовательных и мультимедийных технологий.

Совершенствование организационной структуры и системы управления

Развитие и функционирование факультета предусматривает оптимизацию его организационной структуры и системы управления.

С этой целью планируется:

  • создания новой кафедры "Книговедения и издательского дела";
  • в перспективе - организация на базе факультета Высшей школы библиотековедения и информатики, которая будет функционировать в рамках ХДАК в отношении автономном режиме;
  • создания проблемной лаборатории по исследованию тенденций развития библиотечно-библиографической и информационной деятельности и образования;
  • создания мультимедийного центра и электронной учебной библиотеки;
  • дальнейшее развитие системы студенческого самоуправления.