Тупик ИТ аутсорсинга

Раздел: Статьи о высшем образовании

Вот уже несколько лет, как минимум с 2000-го года, в ИТ-отрасли бывшего СССР звучат речи о том, как здорово было бы догнать и перегнать Индию и какие льготы нужны аутсорсинговым компаниям, чтобы соорудить наши, (пост)советские силиконовые долины и горы.

В этой статье я намерен показать, по каким причинам аутсорсинг есть тупиковая ветвь развития ИТ в России, в Украине и отчасти в Беларуси.

Итак, наденем костюмчик Капитана Очевидность и приступим.

Сначала определение — что такое аутсорсинг в ИТ в данной нам реальности? Это выполнение разработки и тестирования программного обеспечения для различных заказчиков, чаще всего – зарубежных. Чаще всего принцип оплаты этих услуг – time and material, или, грубо говоря, почасовой рейт. Рейт у нас бывает внутренний и внешний – внешний это то, что дает заказчик за наши труды, внутренний – средняя себестоимость часа разработки в данной компании, включающая в себя аренду, налоги, оплату компьютеров, трафика и, собственно, ФЗП. Зазор между внутренним и внешним рейтом обеспечивает компании прибыль. Есть еще локальный рейт – себестоимость часа такой же разработки в стране или компании, откуда происходит заказчик. Зазор между внешним рейтом и локальным – это то, что обеспечивает существование аутсорсинга.

Рынок аутсорсинговых услуг в общем случае глобален и однороден. Т.е. джава-программист в Харькове конкурирует с джава-программистом в Бангалоре напрямую, оцениваются два показателя – внешний рейт и производительность в час. Причем чаще всего бóльшее значение имеет всё-таки рейт, производительность трудно оценить (хотя и возможно). Влияние специализированных скиллов, бренда, сертификации и т.д. я рассматривать не буду, общую картину они не меняют.

Теперь перечислим причины, по которым аутсорсинг — всё-таки тупик.

Первая проблема, с которой сталкиваются аутсорсинговые компании в бывшего СССР, – это дефицит кадров.

    Дефицит кадров вызван следующими причинами:
  • Демография. Рождаемость ниже смертности и в РФ, и в РБ, и в Украине. Россия здесь в лучшем положении за счет положительного миграционного баланса, но тем не менее население стареет во всех трех странах, и стареет давно. Рождаемость в Индии существенно выше, и она была таковой и раньше. Т.е. очереди потенциальных студентов за воротами ВУЗов сокращаются с каждым годом.
  • Внутренний спрос на программистов. За условного программиста конкурируют и аутсорсеры, и банки, и производители коробочного софта, и нефтяники с металлургами. В России именно внутренний спрос сейчас является основным. В Индии и в РБ внутренний спрос откровенно слаб, а положение Украины – где-то посередине, но с трендом в направлении России – Уанет уже способен кормить отдельные компании и сайты, в экономике велика роль частного капитала, и этот капитал будет продолжать ИТ-перевооружение и нанимать программистов. Как показывает российская практика, норма прибыли у компаний внутреннего спроса выше, чем у аутсорсеров, что позволяет им поднимать зарплаты в конкуренции за дефицитных сотрудников. Аутсорсеры же ограничены сверху внешним рейтом.
  • Образовательная система. Образовательная система во всех трех странах в постсоветское время формировалась под влиянием двух факторов – мальчики не хотят в призывную армию, девочек без диплома не берут замуж. В итоге спрос на высшее образование очень велик, но не очень платежеспособен, что приводит к существованию огромного количества генераторов дипломов вместо качественных вузов. После вуза сколько-нибудь годного студента надо дополнительно превращать в коммерческого программиста, тратить на это время и деньги. В итоге пинг, уходящий в систему образования («Ребята, есть спрос на рубистов!!!!!»), возвращается через пять лет вуза и три года возни с бывшим студентом, что только усугубляет дефицит кадров.
  • Вывод. Программисты будут становиться всё дороже, прежде всего в России, потом в Украине, потом в Беларуси. И их будет относительно мало. При этом, благодаря наличию союзного государства, тех белорусов, которых не наймет слабый внутренний рынок Беларуси, наймут русские компании — либо путем вывоза программистов, либо путем переноса девелоперских отделов в РБ. Итог один – всех скупят, и будут драться за каждого, что потянет цены вверх везде.

Вторая проблема аутсорсеров – масштабирование бизнеса.

Единственный способ существенно увеличить прибыль для аутсорсинговой компании – это увеличение ее размеров при, по сути, плоской и однородной структуре – девелоперы-ПМы-начальство. Это приводит к нарастающим проблемам в управлении компанией и персоналом.

Добавим к этому тот факт, что для постсоветского бизнеса типично очень слабое делегирование полномочий, собственники бизнеса постоянно лезут в него руками, даже тогда, когда размеры компании вышли за пределы их компетенции в непосредственном управлении персоналом.

Итог этих двух факторов – крупные компании представляют собой Макдональдсы от ИТ, или же дробятся за счет постоянно убегающих команд с аккаунт менеджерами и ПМами.

Третья проблема – глобализация рынка труда.

Глобальная конкуренция за рабочие места привела к тому, что уже сейчас многие локальные рабочие места в ИТ просто уезжают в страны с более низким рейтом, и это происходит постоянно. Целые подразделения с того же 2000-го года уезжают из Штатов и Европы и открываются в Восточной Европе или Индии, это все ведет к стагнации локальных рейтов на Западе кроме ряда отраслей, где фонд заработной платы — это копейки на фоне мировой революции (Гугл, например).

Таким образом зазор сокращается.

Что делают аутсорсинговые компании для своего спасения?

  • Выбивают налоговые льготы. Фактически, это признание того факта, что без льгот на налогообложение фонда заработной платы конкурировать с производителями коробочного софта, банками и т.д. за сотрудников просто не получается – сверху-то ограничивает внешний рейт. (У меня вопрос – а зачем нужен бизнес, который не может жить без налоговых льгот?)
  • Снижают качество услуг с целью снизить расходы. В команды ставят вчерашних студентов, экономят на тестировании, накручивают часы в инвойсах. Эти меры в долгосрочной перспективе наносят еще один удар по всей отрасли аутсорсинга.
  • «Надувают щеки» для повышения своего внешнего рейта – сертификаты, партнерства с поставщиками ПО и так далее. Но – это тоже стоит денег, усилий, времени и ничего не гарантирует в плане качества для покупателя услуг. Покупатели уже это знают, достаточно было эпопеи с СММ.
  • Осваивают регионы в своих странах в поисках более дешевой аренды, более дешевых сотрудников. Но – эта стратегия весьма ограничена, т.к. хороших сотрудников можно найти только там, где существует ИТ-школа на базе одного или нескольких вузов и тусовки ИТ-компаний, куда потом идут студенты. А эти полянки со школами уже вытоптаны.

Как иллюстрацию примера чисто аутсорсингового тупика я предлагаю рассмотреть пример белорусского ПВТ, о котором много кто говорит, но мало кто понимает, что это.

Средняя выручка на одного сотрудника ПВТ составила в этом году… 1675 долларов в месяц. Средняя зарплата – несколько выше тысячи долларов. Теперь 650 долларов зазора раскидаем между налогом на прибыль (5%), ФЗП (9%), стоимостью аренды, трафика, компьютеров и увидим, что денег стране этот чудо-парк практически не даёт. Зачем тогда он нужен? ИТ-компании получают возможность обелить зарплаты, а правительство может подудеть в фанфары об ИТ-успехах страны, взаимовыгодная сделка – для аутсорсеров и правительства, но не для страны и не для ИТ-отрасли в целом.

Общий вывод – условия для аутсорсинговой деятельности в России, в Украине и в Беларуси существенно улучшаться не будут, а в комбинации с ростом стоимости персонала – будут и далее ухудшаться. Меры, предпринимаемые аутсорсерами (см. выше), дают только временный эффект.

Правильным направлением развития ИТ в трех странах является не аутсорсинг со льготами или без, а производство своих проектов и своего ПО. Норма прибыли в таком случае существенно выше, ограничений по зарплате существенно меньше, рынок куда более сегментирован, хороший бренд может существенно улучшать экономическую отдачу.

Почему компании не переходят к продуктам и проектам, почему ИТ цепляется за аутсорсинг? Это отдельный комплекс проблем, заслуживающий отдельной статьи.

Продолжение читайте во второй части.

Автор: пользователь ДОУ "Капитан Очевидность"

Источник: ДОУ

26 Ноября `2010

Добавить отзыв

Имя:
Сообщение:
Введите код:
Отправить

Комментарии:

Да, свой софт коробочный это конечно хорошо, и гугл свой тоже неплохо. Но все же аутсорсинг жив и будет жить до тех пор пока есть существенный перепад в ЗП европейских/американских конторах и в России, Украине, Беларуси.

Тут парень все аргументировано описал:

http://martynenko.net.ua/2010/11/23/об-аутсорсинге/
Не согласен

Популярные ВУЗы